Заключение брачного договора :: Брачный договор :: Семейные дела - Адвокаты и юристы г. Москвы
8 (495) 517-20-95
юридические услуги

Заключение брачного договора

Наши юристы имеют большую практику по составлению брачного договора.

Заключение брачного договора - это право, а не обязанность лиц, вступающих в брак, и супругов. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Однако брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу с момента государственной регистрации заключения брака. При этом временных ограничений, связанных с установлением какого-либо предельного срока от момента заключения брачного договора до момента государственной регистрации заключения брака, закон не предусматривает. Таким образом, брачный договор может вступить в силу через любой (даже достаточно длительный) период времени после его заключения. Важно, чтобы состоялась государственная регистрация заключения брака между сторонами, заключившими брачный договор. И напротив, если, несмотря на заключение брачного договора, государственная регистрация брака так и не состоялась, то такой договор не имеет юридической силы и не порождает никаких правовых последствий.

Способность к заключению брачного договора связана со способностью ко вступлению в брак. Поэтому брачный договор может быть заключен между дееспособными гражданами, достигшими брачного возраста (т.е. восемнадцати лет). Если лицо не достигло брачного возраста, но получило разрешение органа местного самоуправления на вступление в брак, то оно может заключить брачный договор до момента регистрации брака с письменного согласия родителей или попечителей. После вступления в брак несовершеннолетний супруг приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме, а значит, и вправе заключить брачный договор самостоятельно. Самостоятельно вправе заключить брачный договор при вступлении в брак в установленном порядке эмансипированные несовершеннолетние, поскольку с момента эмансипации они становятся полностью дееспособными. Гражданин, ограниченный судом в дееспособности, может быть субъектом брачного договора, но с согласия своего попечителя. Полагаем, что брачный договор относится к сделкам строго личного характера, следовательно, он не может быть заключен ни законным представителем лица, вступающего в брак, или супруга, ни по доверенности представителя (доверенным лицом).

Брачный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Брачный договор удостоверяется нотариусом государственной нотариальной конторы или нотариусом, занимающимся частной практикой. При этом нотариус должен не только проверить соответствие брачного договора закону, но и разъяснить сторонам его смысл и значение. Текст брачного договора должен быть написан ясно и четко, не содержать подчисток, приписок и неоговоренных исправлений. Фамилии, имена и отчества сторон в брачном договоре во избежание возможных недоразумений должны быть указаны полностью. Неукоснительное исполнение данных требований закона является очень важным как для самих сторон брачного договора, так и для третьих лиц. Действие брачного договора, как правило, рассчитано на длительный период времени, что требует ясности и четкости в определении имущественных прав и обязанностей супругов, которые и обеспечиваются нотариальной формой брачного договора. Несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его недействительность. Такой договор является ничтожным и не влечет юридических последствий, за исключением тех, что связаны с его недействительностью.

При составлении брачного договора по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости имущества проводится его оценка.

Брачный договор может быть заключен на определенный срок (срочный договор) или без указания срока (договор с неопределенным сроком действия). Правовой режим имущества супругов, нажитого до вступления брачного договора в действие, будет определяться по правилам Семейного кодекса, т.е. на это имущество будет распространяться режим совместной собственности супругов. Однако в брачном договоре супруги могут предусмотреть изменение правового режима такого имущества как на будущее время, так и с обратной силой, например, с момента заключения брака. После окончания срока действия брачного договора имущественные права и обязанности супругов будут регулироваться нормами Семейного кодекса о законном режиме имущества супругов.

Брачные договоры, заключенные супругами с 1 января 1995 г. до 1 марта 1996 г., имеют юридическую силу и без нотариального удостоверения, так как Гражданский кодекс не предусматривал для брачных договоров обязательной нотариальной формы. Следовательно, брачный договор, заключенный супругами в этот период времени в простой письменной форме, является действительным, если только его содержание не противоречит требованиям Семейного кодекса. В этой связи Семейным кодексом специально оговорено, что условия и порядок заключения брачных договоров применяются к брачным договорам, заключенным после 1 марта 1996 г., т.е. после введения Семейного кодекса в действие.

Звоните юристу прямо сейчас:
8 (495) 517-20-95