Взыскание алиментов :: Семейные дела - Адвокаты и юристы г. Москвы
8 (495) 517-20-95
юридические услуги

Взыскание алиментов

Наши юристы и адвокаты оказывают юридические услуги по определению порядка уплаты и взыскания алиментов в судебном порядке. Также мы предоставляем помощь и юридические консультации по вопросам о взыскании алиментов, удержании алиментов из заработной платы, обязанности сообщать о перемене места работы лица, обязанного уплачивать алименты, задолженности по алиментам, освобождении от уплаты задолженности по алиментам, неуплаты алиментов, недопустимости зачёта и обратного взыскания алиментов, индексации алиментов, уплате алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство, освобождении от уплаты алиментов, прекращении алиментов.

«Предусмотрено два порядка уплаты алиментов: добровольный (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда о взыскании алиментов).

При отсутствии соглашения об уплате алиментов в суд с требованием о взыскании алиментов могут обратиться только управомоченные лица (те члены семьи, которым право на алименты предоставлено законом). Если между управомоченным лицом и алиментообязанным лицом заключено соглашение об уплате алиментов, то взыскание алиментов в судебном порядке невозможно. Получатель алиментов по соглашению, при его неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком алиментов, вправе требовать принудительного исполнения этого соглашения по правилам исполнительного производства либо при наличии необходимых оснований может потребовать в судебном порядке изменения или расторжения алиментного соглашения. Основанием обращения в суд с требованием о взыскании алиментов является отсутствие соглашения об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Алименты могут быть взысканы в судебном порядке по заявлениям членов семьи, имеющих право на получение алиментов, или их законных представителей». Взыскание алиментов до разрешения спора судом (т.е. временное взыскание алиментов) направлено на обеспечение содержания лиц, нуждающихся в получении алиментов, так как рассмотрение их требований или исполнение решения суда может происходить по каким-либо причинам недостаточно оперативно, с превышением установленных законом сроков. В таких случаях суд вправе вынести постановление о временном взыскании алиментов. Принятие судом такого решения в ряде случаев может являться единственно возможной мерой, позволяющей предоставить средства к существованию нуждающейся стороне в связи с ее крайне затруднительным материальным положением, подтвержденным обстоятельствами дела.

Предусматривается возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей еще до принятия судом решения о взыскании алиментов. Это допускается в любое время после принятия заявления о взыскании алиментов, когда суд устанавливает, что ответчик не выполняет обязанность по содержанию детей.

В том случае, когда откладывается разбирательство дела о расторжении брака и о взыскании алиментов на детей в связи с назначением срока для примирения супругов, суд выясняет, участвует ли ответчик в содержании детей. Если суд установит, что ответчик уклоняется от исполнения этой обязанности, он вправе вынести постановление о временном взыскании с ответчика алиментов до окончательного рассмотрения дела о расторжении брака и о взыскании алиментов

Семейный кодекс допускает временное взыскание алиментов не только на несовершеннолетних детей, но и на других лиц, имеющих право на получение алиментов (совершеннолетние нетрудоспособные дети; нетрудоспособные родители; супруг (бывший супруг); родные братья (сестры); дедушка и бабушка; внуки; отчим и мачеха; фактические воспитатели). Однако по делам в отношении других получателей алиментов суд вправе вынести постановление о временном взыскании алиментов только с момента вынесения решения суда о взыскании алиментов (одновременно или после принятия решения о взыскании алиментов), до его вступления в законную силу. Временное взыскание алиментов на других получателей, в отличие от взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, до вынесения судом решения не допускается. Это связано с тем, что размер алиментов на них в законе точно не установлен и суду при рассмотрении дела обязательно требуется определить конкретный размер алиментов в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон, тогда как размер алиментов на несовершеннолетних детей может быть временно установлен в долях к заработку (иному доходу) плательщика алиментов, т.е. сразу после предъявления в суд иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Размер временно взыскиваемых алиментов на членов семьи (кроме несовершеннолетних детей) определяется судом в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон. Размер алиментов, взыскиваемых по постановлению суда на несовершеннолетних детей, устанавливается всегда в долях к заработку (иному доходу) родителя (родителей), обязанного уплачивать алименты, но такое взыскание алиментов является временной мерой. В последующем по завершении судебного разбирательства и принятии решения размер алиментов на несовершеннолетних детей может быть установлен судом при наличии соответствующих оснований и в твердой денежной сумме, или же суд может изменить размер долей алиментов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причем в первом случае разница между размером алиментов, установленным решением суда, и размером алиментов, взыскиваемых временно по постановлению суда, подлежит взысканию с родителя - плательщика алиментов. Если же размер алиментов уменьшен решением суда, то излишне выплаченные родителем суммы алиментов возврату уже не подлежат.

Аналогичные правила применяются и в отношении других получателей алиментов. Размер алиментов, временно взыскиваемых по постановлению суда, также может быть изменен (увеличивается или уменьшается) в результате обжалования судебного решения, не вступившего в законную силу, сторонами или другими лицами, участвующими в деле. В случае увеличения размера алиментов образовавшаяся разница должна быть выплачена обязанным лицом получателю алиментов, а при уменьшении размера алиментов уже излишне выплаченные суммы алиментов по их первоначальному (более высокому) размеру возврату не подлежат. Это связано с тем, что по общему правилу обратное взыскание алиментов (т.е. истребование обратно выплаченных сумм алиментов) не допускается, за исключением отдельных случаев, специально предусмотренных законом.

Звоните юристу прямо сейчас:
8 (495) 517-20-95